Экзопланета

Более четырёх тысяч экзопланет было открыто астрономами с момента обнаружения первой планеты за пределами нашей Солнечной системы в 1995 году. К сожалению, значительная часть этих миров находится на относительно узких орбитах вокруг их материнских звёзд. К тому же они имеют довольно короткий период обращения вокруг своих звёзд. В самом деле, для подтверждения планеты в системе необходимо зафиксировать, как минимум два, а лучше больше, прохода вокруг родительской звезды. На это может уйти от нескольких суток для наиболее близкорасположенных к родительским звёздам планет до десятилетий в случае отдалённых экзомиров – так, например, Юпитеру требуется одиннадцать лет для совершения одного полного оборота вокруг Солнца.

Только телескоп, специально оборудованный для поисков экзопланет, позволяет учёным проводить такие наблюдения на протяжении долгого времени – и именно к таким телескопам относится телескоп EULER Женевского университета, Швейцария, находящийся в обсерватории Ла-Силья, Чили. Планеты с продолжительными периодами обращения представляют особый интерес для исследователей, поскольку они являются частью плохо изученного класса планет, который может оказаться «недостающим звеном» теории зарождения и эволюции планет во Вселенной.

«Наша работа длилась в общей сложности двадцать лет; наблюдения проводились несколькими командами исследователей, – сказала Эмили Рикман (Emily Rickman), ведущий автор новой работы. – Полученный результат не мог быть достигнут без использования инструмента CORALIE, спектрографа, установленного на телескопе EULER, уникальном приборе, предназначенном для поиска экзомиров с большим орбитальным периодом».

Телескоп EULER в основном используется для изучения экзопланет. С момента ввода инструмента в эксплуатацию, что произошло в 1998 году, он был оборудован спектрографом CORALIE, который позволяет исследователям измерять радиальные скорости звёзд с высокой точностью, достигающей нескольких метров в секунду, что позволяет учёным находить при помощи метода радиальных скоростей экзомиры массой меньше, чем у Нептуна.

Все 5 обнаруженных в недавнем исследовании экзомиров имеют орбитальные периоды, находящиеся в пределах от 15,6 до 40,4 года и массы от 3 до 27 масс Юпитера, сообщают астрономы.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.