Экзопланета

В поисках гипотетической девятой планеты учёные Скотт Шеппард (Scott Sheppard) и Чедвик Трухильо (Chadwick Trujillo) из университета Северной Аризоны обнаружили в нашей Солнечной системе несколько объектов, находящихся на экстремальных расстояниях от Солнца. Новое открытие Шеппарда и Трухильо принято к публикации в Astronomical Journal.

“Чем больше объектов, находящихся на экстремальных дистанциях мы находим, тем больше у нас шансов определить местоположение девятой планеты”, отметил Трухильо.

Определение расположения, а также орбит небольших, так называемых транснептуновых объектов (ТНО), может помочь учёным сузить область поиска предполагаемой девятой планеты, поскольку сила тяжести последней влияет на движение этих мелких объектов, находящихся далеко за пределами Нептуна.

В 2014 году, Шеппард и Трухильо объявили об открытии объекта 2012 VP113 (названного “Байден”), который имеет наиболее удалённую орбиту в нашей Солнечной системе. Тогда же Шеппард и Трухильо заметили несколько ТНО с необычайно большими углами наклона. Это заставило их предположить, что существует планета, которая находится в 200 раз дальше, чем Земля от Солнца (в пять раз дальше, чем расстояние до Плутона). Первоначальные оценки показали, что масса Девятой Планеты составляет несколько масс Земли. Последующий анализ “соседних” ТНО предположил, что новая планета, вероятно, в 15 раз больше Земли.

“Изучение объектов, лежащих далеко за пределами Нептуна даст нам ключ к разгадке происхождения и эволюции нашей Солнечной системы”, пояснил Шеппард. “Хотя мы считаем, что существуют тысячи таких мелких объектов, мы до сих пор не нашли большинство из них, из-за довольно больших расстояний”.

Шеппард и Трухильо, наряду с Дэвидом Толеном (David Tholen) из Гавайского университета, проводят самый большой и самый глубокий обзор объектов за орбитой Нептуна. Благодаря использованию самых современных телескопов и инструментов, таких как NOAO, установленный на 4-метровом телескопе Бланко (Чили) или Hyper Suprime Camera на 8-метровом телескопе Subaru (Гавайи) исследователи в своей работе смогли охватить почти 10 процентов неба.

Орбиты объектов

“На сегодняшний день обнаружено очень мало объектов такого рода, так что мы не можем с уверенностью говорить о том, что на самом деле происходит во внешней Солнечной системе”, сказал Шеппард. “Мы должны обнаружить и изучить другие ТНО, чтобы определить структуру внешней части нашей системы”.

По словам Шеппарда:

“Сейчас мы находимся в такой же ситуации, как и Алекс Бувар в середине 19-го века, когда он заметил отклонения в орбитальном движении Урана, что в скором времени привело к открытию Нептуна”.

Один из рассматриваемых в исследовании объектов – 2014 FE72, располагается в Облаке Оорта, лежащем далеко за пределами Нептуна. 2014 FE72 примерно в 3000 раз дальше от Солнца, чем наша планета и это первый объект, наблюдаемый на таком большом расстоянии.